Weidorje — Weidorje (1978)

avant-prog / progressive rock / zeuhl

Господа читатели! Бывает ли, что вы слышите музыку перед тем, как заснуть? Все иные звуки уже закончились, и тут в ваших ушах всплывает некая невоспроизводимая мелодия, сочетающая в себе любимые вами звуки, но в то же время не являющаяся ничем конкретным из того, что вы когда-либо слышали. Те из вас, кто играют на инструментах, наверняка пару раз вскакивали с кровати, чтобы наиграть услышанное на имеющемся под рукой инструменте — бьюсь об заклад, если у вас что-то и удалось воспроизвести, выходило вовсе не то, что вам до этого слышалось.

Музыка эта, как правило, многоголосая, пространная, не ищущая логического конца, потому и утягивающая сознание за собой, в сон. Инструменты то вторят друг другу, то ведут некий контрапункт, ускоряют и замедляют ритм, держась одной гармонии, то уходят, то возвращаются к одной теме, чередуют громкое с тихим, время от времени сбиваются на импровизацию и проч. Я, наверно, страшный человек, но если пытаться  стилистически классифицировать маленькую ночную музыку, которую слышу лично я, получается инструментальный авант-прог.

Weidorje – Vilna

В этом посте будет только один пробный трек — длится он десять минут, даже целиком не захватывая вторую композицию на единственном альбоме группы Weidorje. Этот коллектив — ответление самой, наверно, известной авант-проговой группы Magma, французской полу-сектантской формации, выдумавшей собственный язык и играющей по сей день в собственном жанре zeuhl.

С Weidorje я бы рекомендовал начинать слушать авант-прог, потому что… Потому что это, наверно, довольно обычный для этого направления альбом. Семеро мужиков на протяжении часа рубят сложную и энергичную музыку без слов; саксофонист и трубач до умопомрачения гоняют одни и те же темы, клавишник и гитарист выдают в унисон скоростные проигрыши. Это вовсе не highlight, который мог бы составить обманчивое впечатление — полюбив ту же «Магму» (или группу Slapp Happy, близкую авант-прогу не по звуку, но идеологически), вы можете, тем не менее, никогда не вернуться в русло этой прихотливой стилистики. Если же вам понравится «обычная» запись Weidorje – значит точно, вам авант-прог по душе.

Обычная запись, да необычная. Как следует из вышенаписанного, это — авант-прог в своём наичистейшем виде, без примесей и акцентов; и на этом альбоме, на мой взгляд, данная эстетика раскрыта наиболее полно. Weidorje легко компонуют все свои стилистические влияния, которые характерны для авант-прога и RIO в принципе: от фри-джаза и симфонического авангарда до эстрады и саундтреков (к слову, клавишник группы в своё время писал звук для театральной постановки по «Франкенштейну» – вообще симптоматичная штука, соединение высокого искусства с массовым). Музыка Weidorje — громоздкое создание, сидящее на двух стульях, – никогда не находит себе места и очень скучает, будучи загнанной в одну стилистическую палитру.

Этой всеобщностью объясняется и вечная неприкаянность самого авант-прога — этих ребят не поставишь в лайн-ап ни одного приличного рок-фестиваля, джазмены от них тоже нос воротят, с точки зрения академической музыки они вопиюще непрофессиональны etc. В этом отчасти и состоит замысел как господина Кристиана Вандера, в конце 60-ых задумавшего Magma, так и Henry Cow, десять лет спустя, как раз в недолгие дни существования Weidorje, организовавших движение Rock In Opposition. Замысел такой: создать альтернативную музыкальную эстетику, которая откажется от взаимодействия с насквозь прогнившими большими сценами в других жанрах. Судьба этих идей сложилась, скорее, печально: не найдя единомышленников за довольно узким кругом европейских интеллектуалов, оба движения довольно быстро перегорели, оставив, впрочем, ряд интереснейших записей.

Контекст часто делает музыку интересной, часто выдвигает её на какие-то высоты, которых она сама по себе бы не достигла (см. почти все случаи с ранней смертью фронтмена рок-группы). Но иногда контекст музыку гробит. Контекст авант-прога семидесятых годов сделал тайной одно его важное свойство: несмотря на то, что музыка эта – сложная и пространная, лучшие её образцы — слушаются легко и непринуждённо. Это вовсе не для умников музыка, а для вполне рядовых слушателей, по крайней мере, воспринимается она примерно на том уровне, что сверхпопулярные прог-группы Pink Floyd и King Crimson, а то и ещё легче. К пониманию этого дорога может быть недолгой – вот, скажем через единственный альбом забытой группы Weidorje.

Download.

Further listening:
Samla Mammas Manna — Måltid (1973)
Magma — Mekanïk Destruktïw Kommandöh (1973)
Henry Cow — In Praise of Learning (1975)
Art Bears — Hopes and Fears (1978)
Present — Triskaidékaphobie (1980)
Etron Fou Leloublan — Les Poumons gonflés (1982)
Débile Menthol — Émile au jardin patrologique (1982)
Univers Zéro — Ceux du Dehors (1982)
Shub-Niggurath — Les morts vont vite (1986)
Thinking Plague — In This Life (1989)

Update: Хором говорим спасибо нашему читателю под псевдонимом Mit_Kater: теперь у нас есть ссылка на редкость – неизданный второй альбом Weidorje.

This entry was posted in Xo Albums and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.

3 Responses to Weidorje — Weidorje (1978)

  1. Mit_Kater says:

    Да, одна из любимых прог-записей.
    А второй альбом, который гуляет по рукам и интернетам в виде бутлега (вроде был и официально издан, но не уверен насчет этого), даже еще лучше, как по мне.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s